RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

07.03.2007

Ярослав Бутаков

ЦЕНА «БЛАГОДЕЯНИЯ»

Что потребует Вашингтон от Еревана в обмен на признание геноцида армян?

На прошлой неделе официальный представитель Пентагона – председатель Агентства США по противорактеной обороне (ПРО) Генри Оберинг – объявил на пресс-конференции в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, что США намерены разместить мобильный радар системы ПРО в одной из стран Закавказья. При этом он не уточнил, о какой именно стране идет речь.

В 2005-2006 гг. США уже дислоцировали на юге Азербайджана, в районе Астары на самой границе с Ираном, две мобильные радиолокационные станции (РЛС). Однако они не могут использоваться в глобальной ПРО из-за незначительного радиуса их действия – порядка 300 км. Радары ПРО, которые США планируют установить на Кавказе сейчас, имеют, по оценкам российских военных специалистов, радиус действия порядка 3-4 тыс. км.

После заявления американского военного, Азербайджан первым выступил с утверждением, что США не обращались официально к этой стране с предложением разместить там РЛС ПРО. Вечером 2 марта с аналогичным заявлением выступил и представитель Грузии. Армения объявила о том, что не получала соответствующего предложения от США, только 5 марта.

Чем объясняется такая медлительность Армении? Только ли ее уверенностью в том, что Россия и так не ставит под сомнение ее лояльность? Азербайджан и Грузия как страны, имеющие (в разной степени) натянутые отношения с Россией, первыми поспешили откреститься от американских планов. Армения могла не торопиться, так как Москва и не должна была заподозрить ее в такой измене союзническим отношениям. На первый взгляд, это, скорее всего, так.

Но зададим простой вопрос: насколько надежно внешнеполитическое положение Армении в опоре на союз с Россией? От России эта страна отрезана территорией враждебного государства – Азербайджана, а также территорией Грузии. Хотя армяно-грузинские отношения сдержанно-нейтральные (холодность усиливается наличием взаимных территориальных претензий в районе Джавакха/Джавахетии), напряженность между Грузией и Россией также делает это направление изолирующим, а не связующим Армению с внешним миром. На Западе – традиционно враждебная Турция. И только узкий коридор связывает Армению с Ираном, в отношениях с которым, вроде бы, все нормально.

Во время войны за Карабах Иран не препятствовал сношениям Армении, в том числе военно-экономическим, через свою территорию. Иран также является запасным источником энергоснабжения для Армении и скоро, возможно, станет главным в этом качестве. Когда трения с Грузией, а потом с Азербайджаном вынуждали Россию приостанавливать прокачку газа через эти страны Армении, а также поднимать цену на газ, Армения, естественно, оказалась вынуждена обратить свое внимание на более близкий и дешевый иранский газ.

Но над Ираном не первый год сгущаются тучи. Выходить на внешний мир только через эту страну – слишком рискованная политика для Армении. Ей необходим более широкий геополитический коридор или на Восток, или на Запад. Но путь на Восток закрыт. Он откроется не раньше, чем будет решена карабахская проблема, а это, очевидно, произойдет не скоро. Значит, остается только установление добрососедского партнерства с Грузией и выход на Европу. Это решение с неизбежностью встает перед Арменией.

Поэтому, когда в начале февраля в Тбилиси президенты Грузии и Азербайджана и премьер-министр Турции подписали соглашение о строительстве железной дороги Ахалкалаки–Карс, Армения довольно сдержанно прореагировала на активную роль Грузии в этом процессе, отметив, что Грузия остается для Армении важнейшим стратегическим партнером. При том, что сама Армения для Грузии такой роли не играет. Проект транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия (ТРАСЕКА), или «Нового Великого шелкового пути», недостроенным звеном которого и является дорога Карс–Ахалкалаки, изолирует Армению от важнейшей евразийской транспортной магистрали. США под давлением армянского лобби запретили своим банкам давать кредиты на строительство этой дороги. Но похоже, что эта мера не помешает осуществлению тбилисского соглашения.

Армения вынуждена учитывать новые геополитические конфигурации в Закавказье, ослабление позиций России, в том числе в энергетической сфере, а также планы по вовлечению Грузии и, вероятно, Азербайджана в НАТО. Перебои с поставками газа из России, подъем цен возбудили интерес армянского руководства к вопросу диверсификации путей импорта энергоресурсов. Правда, довольно своеобразно.

В начале февраля министр иностранных дел Армении Вардан Осканян объявил о намерении Армении подключиться к Транскаспийскому газопроводу, качающему газ из Средней Азии и Казахстана в Азербайджан и Грузию. Комментируя это заявление, «Независимая газета» отмечала, что реально такой возможности у Армении практически нет. Но само утверждение Осканяна может привести к натянутости в отношениях с Москвой. Нам представляется, что подобное заявление было сделано в рамках общей критики российской энергополитики, инспирированной на Западе. Транскаспийский газопровод – из той же серии лоббируемых западными кругами проектов, что и ТРАСЕКА, направленных на изоляцию России. Выражение намерения Армении соучаствовать в этом проекте – сигнал для определенных кругов на Западе. Отметим также, что Осканян – один из возможных кандидатов-преемников нынешнего президента Армении Роберта Кочаряна (президентские выборы в Армении состоятся в марте 2008 года).

Как отмечал один из февральских номеров «Голоса Армении», меры, предпринимаемые Москвой против недружественного Тбилиси и становящегося все менее дружественным Баку, бьют в итоге по Еревану. Блокада Грузии на деле обернулась блокадой Армении, для которой Грузия остается главными воротами в мир. Это же издание назвало основной причиной того, что Армения осталась в стороне от региональных проектов, выполнение ею союзнических обязательств перед Россией. Получается, что расплатой за союз с Россией становится блокада Армении. Выражает авторитетное армянское издание и недовольство тем, что «Газпром» требует продать ему строящийся ирано-армянский газопровод.

Дальнейшее углубление противоречий в отношениях Азербайджана и Грузии с Россией, рост американского влияния в этих кавказских республиках будут усиливать изоляцию Армении и, соответственно, будут все сильнее подталкивать правящие круги этой страны к тому, чтобы демонстрацией охлаждения к России ослабить свою изоляцию.

Недовольны в Армении и тем, что Москва не прилагает усилий к разрешению карабахского конфликта в пользу Армении, то есть не спешит узаконить произведенные захваты территории Азербайджана и признать новые армянские границы. Урегулирование карабахской проблемы идет по линии ОБСЕ, Москва фактически отодвинута на периферию миротворческого процесса, а Европа крайне заинтересована в каспийских углеводородах, стало быть – в Азербайджане. Хочешь не хочешь, а и здесь Армения оказывается в большой зависимости от веяний западного политического ветра.

Обсуждение в Конгрессе США закона о признании геноцида армян, организованного турецкой армией в 1915 году, также может сыграть свою роль в одновекторной переориентации Ереван на Запад. Этот закон, принятию которого последовательно противодействует Турция, отправляя в Белый дом и на Капитолий одну делегацию за другой, усугубит напряжение в турецко-армянских отношениях. США сделают Армению заложником своего «благодеяния». И в момент, когда изоляция Армении недружественными соседями достигнет крайней степени опасности, США предложат Армении «спасительный выход»: вступление в НАТО (вслед за Грузией и, возможно, Азербайджаном), защиту от Турции, помощь в решении карабахского вопроса, подключение к региональным энергетическим и транспортным проектам. В обмен на одну «малость» – отказ от дружбы с Россией (а также Ираном) и вступление в этакий проамериканский фронт южных лимитрофов. Кстати, совместное членство в НАТО Армении и Азербайджана вполне можно себе представить – ведь состоят же там вместе Турция и Греция, несмотря на кипрскую проблему!

Что этому может противопоставить Россия? Самое парадоксальное, что нам вовсе не нужно так ставить вопрос. Вернее, его надо обдумывать не в плоскости «как нам удержать Армению в орбите своего влияния?», а шире: «как в этом случае обеспечить безопасность России?». Мы уже писали, что возникающие на Кавказе союзы и геополитические комбинации недолговечны и подвержены неожиданным изменениям. Если объективные предпосылки складываются к тому, чтобы наш союзник «уплыл» на сторону, не будет ли менее затратным шагом подыскать нового союзника, найдя слабое звено в той конфигурации, которую стремятся выстроить наши соперники? Имеется в виду, в первую очередь, Азербайджан, с которым можно и нужно начинать новую дипломатическую игру.


Количество показов: 2210
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100