16.03.2007
Алексей Чичкин
ТРАНЗИТНЫЙ АЛЬЯНС
Проект Бургас–Александруполис изменит расстановку сил на Балканах
Вчера Владимир Путин, премьер-министр Греции Константинос Караманлис и премьер-министр Болгарии Сергей Станишев подписали в Афинах соглашение о строительстве нефтепровода Бургас–Александруполис. Напомним, что это первая нефтяная артерия на территории Евросоюза, которая будет находиться в собственности РФ (51% акций, в соответствии с достигнутыми договоренностями, закреплено за российскими госкомпаниями «Транснефть», «Роснефть» и «Газпромнефть»). Благодаря ей российская нефтяная торговля, впервые за всю экономическую историю нашей страны, сможет обойтись без транзита по турецким проливам.
Строительство нефтепровода начнется в 2008 году, а завершится уже к концу 2009 года. Для ускоренной реализации этого проекта Греция и Болгария предоставят наиболее благоприятный налоговый режим для компаний-участников сооружения такого трубопровода, причем льготы сохранятся вплоть до завершения строительства. Таким образом Москва, София и Афины продемонстрировали единое мнение о транзитной политике Турции, которая, вопреки международным конвенциям, вводит ограничения для нефтяных перевозок через Босфор и Дарданеллы, чтобы максимально заполнить маршрут Баку–Тбилиси–Эрзурум–Джейхан.
Возможно, именно с этим связан и тот факт, что буквально в канун подписания соглашения российский нефтяной бизнес (пул инвесторов во главе с «Лукойлом») отказался от участия в проекте строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Турции в пользу проекта строительства НПЗ в болгарском Бургасе. В результате чего Болгария не только будет получать доходы от транзита российской и каспийской нефти, но и сможет более чем на 70% обеспечивать себя нефтепродуктами. По имеющейся информации, обсуждаются и планы строительства (естественно, также с российским участием) НПЗ в Александруполисе.
Очевидно, что столь щедрые подарки Афинам и Софии с российской стороны явно ускорили подписание упомянутого соглашения. Некоторые болгарские СМИ в последнее время даже сетовали, что, если б такие договоренности были достигнуты раньше, Болгария, возможно, отстрочила бы свое вступление в Евросоюз.
На этом фоне неудивительно, что возможное экономическое сближение Болгарии с Россией вызвало крайне нервную реакцию в США и Турции. Сегодня деловые круги этих стран активно лоббируют строительство болгарско-македонского ответвления от нефтепровода Баку–Тбилиси–Эрзурум–Джейхан.
Маршрут, о котором идет речь, начнется от Эрзурума, достигнет Анкары, а затем через центральный и стамбульский регионы Турции пойдет в Болгарию, и далее – в Албанию через Македонию. В дальнейшем эту артерию планируется продлить в Италию по дну Адриатики (именно между Албанией и Италией – наиболее узкая адриатическая акватория, всего 100 км).
Со своей стороны Греция ожидает от России большей поддержки в территориальных спорах с Турцией о ряде островов и акватории Эгейского бассейна. Отметим, что именно в этих спорных районах разведаны крупные ресурсы газа и нефти, разрабатывая которые Греция смогла бы сделать важный шаг к достижению «энергетической независимости» от турецких соседей. Кроме того, это повысило бы заинтересованность Греции в развитии «транзитного» партнерства с Россией и Болгарией.
Еще одно возможное направление сотрудничества Москвы и Афин в этой сфере – участие Греции в проекте транзита российского газа в Италию по ответвлению (через европейский регион Турции) от трансчерноморского газопровода «Голубой поток».
Отметим, что на сегодняшний момент переговоры о строительстве новой «трубы» – одна из важнейших тем повестки дня российско-турецких отношений. Перспектива создания транзитного альянса Москвы, Софии и Афин, очевидно, должна подтолкнуть Анкару к тому, чтобы ускорить рассмотрение российских предложений.
Количество показов: 2919