В галерее "Дом Нащокина" открылась выставка работ одной из самых ярких русских художниц первой половины XX века - Зинаиды Серебряковой. В экспозиции – как ее знаменитые, так и неизвестные картины разных лет из ведущих и провинциальных музеев, многие из работ выставляются впервые. Выставка связана сразу с двумя событиями: 125-летием со дня рождения художницы и отмечающимся в России годом Франции - страны, где Серебрякова прожила четыре последних десятилетия своей жизни.
Нынешняя экспозиция в Доме Нащокина – здесь уже третья по счету и самая масштабная. Своими картинами с Домом Нащокина "поделились" ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей, Музей-заповедник "Петергоф", Вологодская областная картинная галерея, Владимиро-суздальский музей, Калужский художественный музей, Орловский музей изобразительных искусств, Тульский художественный музей, а также украинские музеи – ведь Серебрякова родилась и жила на территории современной Украины, в имении Нескучное под Харьковом.
На выставке представлены живопись, акварель, карандашные рисунки, семейные фотографии, письма. Уникальность экспозиции в том, что наряду с известными произведениями посетители увидят немало работ, в том числе из украинских музеев, ранее не выставлявшихся в России.
Целый зал экспозиции посвящен карандашным, «быстрым» зарисовкам Серебряковой, которые Константин Сомов, большой друг художницы, ценил в наибольшей степени. Кому-то эти наброски будут интересны лишь как некий «дополнительный материал», который помогает увидеть этапы становления художника, для кого-то они являются вполне законченными произведениями, обладающими бесспорной эстетической и художественной ценностью.
Изящество, легкость, свежесть восприятия и динамичность исполнения, привлекающие в графических произведениях Зинаиды Серебряковой, сменяются плотностью, весомостью материала в работах, написанных маслом. При взгляде на картины возникают чувства иные, нежели умиление, вызываемое знаменитейшими портретами большеглазых серьезных детей. Именно в масле пластический язык Серебряковой обретает выразительность, свойственную лучшим образцам живописи эпохи Возрождения, а образы - значительность и монументальность.
При жизни Серебрякова испытала два настоящих подъема. Первый, в 1910 году, когда ее автопортрет приобрела Третьяковская галерея, второй - в 1966 во время ретроспективной выставки в СССР, которая казалась практически невозможной: много ли известно случаев масштабных эмигрантских выставок. Ее сегодняшняя популярность во многом обусловлена жизнью во Франции - большая часть наследия художницы оказалась в европейских коллекциях.
Выставка продлится до 30 января 2011 года.
Возврат к списку