RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

19.10.2009

Андрей Кобяков

НАМ ПО ПУТИ

Назарбаев выступил с манифестом для будущих мировых экономических элит

22 сентября, в преддверии встречи G20 в Питтсбурге, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев опубликовал в России статью «Пятый путь», посвященную цивилизационному кризису начала XXI века и проблеме назревшего реформирования международной валютно-финансовой системы. По-сути, это послание к силам мира, действительно заинтересованным в изменении порочной в своем основании системы, которая по нарастающей продуцирует экономические кризисы и ведет мировые финансы к катастрофе.

Чрезвычайно емкая по содержанию, статья заслуживает самого серьезного к себе отношения. Честные и бескомпромиссные оценки, четкие, недвусмысленные и тщательно продуманные формулировки указывают на глубоко выношенный автором программный характер текста и его основных положений.

Этот принципиальный, радикальный характер статьи особенно контрастно проступает на фоне тех полумер, принимаемых на международном уровне в рамках согласованных на совещаниях G20 действий, которые выдаются за реформирование системы, а на деле нацелены на продление ее агонии и сохранение status quo.

Хочется надеяться, что текст будет подвергнут серьезному и скрупулезному анализу и в экспертном сообществе, и в структурах, ответственных за выработку и подготовку решений государственного уровня. Причем, далеко не только в нашей стране. Хотя статья написана специально для агентства «Интерфакс» и газеты «Известия», и первая публикация ее именно в России на русском языке явно неслучайна.

Не претендуя на такой исчерпывающий анализ, а, напротив, руководствуясь яркими свежими впечатлениями от прочтения статьи, попробую разобрать ее основные положения и поделиться плодами собственной рефлексии, которую эти положения вызвали.


ЧТО ЕСТЬ: ДЕФЕКТЫ И ПАЛЛИАТИВНЫЕ МЕРЫ

Автор исходит из того, что человечество переживает системный общецивилизационный кризис, в основе которого – врожденные пороки мировой валютно-финансовой архитектуры. Следовательно, нужно устранить главную причину глобального кризиса, его корень, иначе кризис будет только усугубляться. Для этого необходим «переход от уже изживших себя мировых валют к новым финансовым инструментам нового качества: реальным измерителям стоимости товаров и услуг». Рано или поздно новый класс мировых валют окажется востребован восходящими финансовыми элитами мира и неизбежно будет принят всем передовым человечеством.

Назарбаев предпринимает попытку классифицировать имеющиеся и предлагаемые подходы к преодолению кризиса, выделяя пять путей.

Первый рецепт не без сарказма назван им «Пассивное ожидание дна». Бесперспективность такого подхода следует из того, что нынешний кризис не циклический, а системный. Попытка продлить жизнь «многократно дефектных мировых резервных валют, чей базовый генокод давно исчерпал все ресурсы роста» – бессмысленна, так как вторая или третья волна кризиса обнулит мировые резервные валюты, а вместе с ними и активы. Распространенные же ныне суждения о «достижении дна» и «начале выхода» абсолютно иллюзорны, так как «нащупать реальное «дно» можно только начав устранение коренной причины кризиса».

Второй подход связан с механизмом валютных свопов. Автор отмечает, что этот механизм начали активно использовать «некоторые наши соседи», – совершенно очевидно имея в виду Китай, который осуществил в этом году целую серию валютных свопов со многими своими торговыми партнерами. Назарбаев критично оценивает перспективы этого подхода, признавая, что он может временно облегчить бремя кризиса как «местная финансовая анестезия», однако, так же как и первый путь, бесперспективен стратегически. В частности, из-за уязвимости национальных валют при сохранении общей конструкции мировой финансовой системы. И опять с явным сарказмом Назарбаев пишет: «Валютные свопы – это, по сути, не что иное, как самый банальный бартер валют, геофинансовая инновация средневековья в современной упаковке». Отметим эту едкую иронию, ведь это выпад в сторону Китая.

Для третьего подхода, который состоит в попытке превращения какой-то из национальных валют в региональную, континентальную или мировую резервную валюту, автор предлагает остроумное название «Ремикс идеи доллара». Некоторые страны высказывают намерение возложить на свою национальную валюту «блестяще непосильную миссию валюты наднациональной, и так же блестяще повторить печальный путь доллара». Это путь краха, причем не только страны – носителя этой идеи, но и тех стран, кто войдет в валютный пул.

Здесь мы имеем уже выпад против идеи рубля как региональной резервной валюты, впрочем как и против аналогичных притязаний юаня. Это недвусмысленно следует и из следующего пассажа: «Строя свои межгосударственные наднациональные отношения в ЕврАзЭС или ШОС на базе какой-то из наших национальных валют, мы неизбежно будем воспроизводить схему глобального кризиса, который и возник как раз по причине использования национальных денег одной из стран в роли мировой валюты».

В рамках четвертого подхода автор анализирует группу качественно разных рецептов, объединенных идеей эмиссии наднациональной валюты. И прежде всего сразу отвергает как негодное предложение использовать в этом качестве SDR – «специальные права заимствования» МВФ. Как известно, эту идею выдвинули ряд экономистов с мировым именем, и ранее в этом году с предложением изучить и обсудить такую возможность выступили Россия и Китай.

По мнению Назарбаева, использование в качестве мировых денег SDR в их нынешнем виде, то есть как корзины, состоящей из четырех «дефектных» валют (доллара, евро, иены и фунта стерлингов), ничего не изменит, так как неизбежно будут воспроизводиться врожденные генетические дефекты старой валютной системы. И такая мировая валюта окажется «точно таким же инструментом иллюзорной оценки стоимости, как и все валюты, составляющие ее корзину (за исключением золота, если его кому-то удастся туда включить)». Хотя и на этом пути, отмечает автор, встречаются «здравые идеи», например, связанные с включением в корзину SDR юаня, рубля и золота. Отметим настойчивое упоминание автором золота. Хотя и в неявном виде, Назарбаев фактически связывает перспективы мировой валюты с каким-то твердым обеспечением.

В целом критично относясь к идее использования SDR, Назарбаев с симпатией упоминает опыты создания наднациональной валюты (сукре) латиноамериканскими странами, входящими в группу ALBA, а также договоренности стран Персидского залива об использовании во взаиморасчетах динара. И предлагает начать создание «нового здорового наднационального эмитента» в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Электронная расчетно-платежная единица должна эмитироваться «в долгосрочных национальных, региональных, и глобальных интересах всех стран ШОС и Евразии в целом». Одновременно автор предлагает начать создание азиатской наднациональной электронной расчетной единицы силами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Указанные меры, считает Назарбаев, позволят постепенно и пошагово, реально, а не иллюзорно, вывести эти регионы из зоны глобального кризиса. И далее, «координируя свои шаги с другими эмиссионными центрами наднациональных валют», регионы должны начать искать «подходы к разработке единой мировой валюты со своим особым всемирным эмиссионным центром». Перспективой этого движения должен стать выход «на создание новой мировой валюты и эмиссионного центра нового типа, действующего под строгим контролем наднационального пула ее пользователей».


ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ: ФИЛОСОФИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ

В создании валют нового класса и состоит пятый путь. Каковы же отличительные черты этой новой валюты?

Назарбаев выделяет семь параметров, которым она должна отвечать. Это 1) новая «законная мировая валюта в отличие от старой, дозаконной или даже незаконной»; 2) «демократическая валюта», «в отличие от старой тоталитарной валюты, эмитируемой финансовым центром одной страны в интересах узкой группы лиц»; 3) инструмент «реального измерения истинной стоимости»; 4) инструмент «контролируемого производства прибыли, в отличие от старых инструментов бесконтрольного накопления»; 5) «инструмент целевой, целеполагающей конкуренции и прибыли, служащий единым долгосрочным целям развития», «в отличие от старых инструментов конкуренции и прибыли, служащих эгоизму, наживе и жадности»;6) «инструмент ценностно-ориентированной конкуренции и прибыли», «в отличие от старых инструментов внеценностной конкуренции и прибыли, разрушающих все базовые традиционные ценности»; финансовый инструмент, «наполненный высшими смыслами интересов развития стран и народов, мира и человечества, в противовес старым инструментам бессмысленного накопления и потребительства».

Иными словами, автор предлагает построить будущую валютно-финансовую систему на принципах легитимности, демократичности и справедливости (соответствия интересам всех пользователей), истинности (в противовес виртуальности и иллюзорности), контроля, целеполагания в области развития, ценностно-нравственном принципе и мировоззренческом принципе смыслополагания (выходящим в проблематику философии бытия).

На начальном этапе решения этой задачи, по мнению Назарбаева, нужны только желание и воля, оформленные в единую организацию. В качестве площадки для первых начинаний в этом направлении он видит ООН, а не как не международные финансовые институты типа МВФ.

Назарбаев называет и главный тормоз на пути внедрения мировых финансовых инноваций – «это сама мировая валютно-финансовая система и связанные с ней мировые элиты». Он ставит весьма жесткий и бескопромиссный диагноз: в данный момент в мире образовалась глобальная тоталитарная валютно-финансовая система, абсолютно лишенная минимальных признаков демократии. В этом Назарбаев видит «самый невероятный и драматический парадокс мирового прогресса».


ИДЕАЛЫ И REALPOLITIK

Разумеется, следует различать благородное целеполагание и реальную политику, идеальное и достижимое, возвышенную риторику и имеющую массу ограничений практику. Но без постановки высоких целей, без накала, который задают идеалы, без образа будущего, к которому необходимо стремиться, никакие чисто прагматически отстроенные схемы действий не приведут к выходу из цивилизационного кризиса, который переживает человечество. Реформируя валютно-финансовую систему, нельзя оставаться лишь на уровне вопросов «как?» и «для чего?» – результаты будут плачевны. Необходимо подняться на уровень вопросов «зачем?» и «во имя каких целей?»

Статья не навязывает технические детали возможной валютной системы. Ничего не говорится о конкретных механизмах эмиссии новой валюты, о том будут ли курсы национальных валют жестко привязаны друг к другу, или они будут «плавать». Автор сознательно переносит акценты на стратегию и ценностную ориентацию.

В этом своем качестве статья претендует не столько на структурированную программу, сколько на манифест, под знаменами которого могли бы объединить свои устремления и усилия здоровые экономические силы.

Президент Казахстана озвучивает то, что неудобно говорить другим (немцам, французам, китайцам). Он делает ставку на союзничество с теми, кому глобальная финансовая система в нынешнем виде очень не нравится и кто одновременно имеет собственные амбиции по ее изменению; кто готов проявить волю и способность к самоорганизации и консолидации в деле построения новой ценностно-ориентированной системы на основе принципов справедливости и развития; кто способен преодолеть близорукий утилитаризм и пойти на необходимые издержки во имя неизмеримо большего стратегического выигрыша в будущем.


НЕМНОГО МЕТАФИЗИКИ

Помимо концептуальности есть в статье еще одна особенность.

В очень основательно «причесанном» тексте встречаются странные, на первый взгляд, навязчивые повторы некоторых важных фраз, словесных конструкций и оборотов – второй взгляд на которые наводит на мысль о сознательном использовании приемов суггестивного воздействия на читателя. Есть и неясные, если не сказать зашифрованные эпитеты и обращения. Есть фразы, которые можно интерпретировать как ритуальное вынесение приговора.

Все это заставляет относиться к тексту как к посланию, имеющему адресатов как в стане возможных союзников, так и в стане противников. Очевидно также, что это многослойный месседж, различные уровни которого рассчитаны на качественно разный уровень понимания.

Рискну сделать предположения, которые могут, конечно, оказаться лишь следствием ошибочных субъективных ассоциаций или не в меру разыгравшейся игры воображения.

С момента начала знакомства с текстом было трудно отделаться от мысли, что само название статьи рассчитано на аллюзии и реминисценции пытливого читателя. Элементарный поиск в Интернете вывел на весьма любопытную линию. Оказалось, что название (возможно!) указывает нам на месседж иного рода, который очевидно, хотя и неявно отсылает нас не только в область финансов, экономики, и геополитики, но и в область духовных поисков.

«Пятый Путь» – название метафизического учения Силима Айсселя, созданного им в развитие «Четвертого Пути» Гурджиева. Учение Айсселя представляет собой синтез идей суфизма, даосизма, дзен-буддизма и эзотерической мистики начала XX века – поистине «евразийский» конгломерат. Одно из ключевых произведений Айсселя называется «Миссия русской души», в котором он однозначно утверждает, что только в России сейчас находится надежда человечества. Селим Айссель пишет: «Территория России (а великая Русская Душа тесно связана с территорией России) географически расположена между двумя крайностями: мистической Азией и американизированной Европой, духовностью и материализмом. Великая Русская Душа – единственная Душа, которая достаточно самобытна для того, чтобы воспринять оба импульса, духовный и материальный, она может примирить и соединить их». Еще несколько цитат. «Сегодня Душа русских людей – это то, что резонирует с дыханием Духа человечества». «Русская Душа, как Архангел, который ждет, чтобы направлять эволюцию Человечества и вести его к новой эпохе». «Если великая Русская Душа будет неспособна привнести этот Дух, человечество будет ожидать катастрофа, которой мы боимся, которая предсказывается учеными, экономистами и политиками».

Даже если «Пятый путь» Назарбаева и Айсселя – простое совпадение, для нас это совпадение глубоко символично.

Впервые опубликовано: «Однако» №3 2009


Количество показов: 6475
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2021
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100