RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

20.12.2009

Настасья Трофимова

ДВЕ СТОРОНЫ ЛЬГОТНОЙ МЕДАЛИ

Льготы и высшее образование: сладок яд на первый взгляд

Нынче модно критиковать советское прошлое. Мол, раскулачивание, там, колхозы. Уравниловка, одним словом, не устраивает так называемый либерально-демократический лагерь. Равенство – вот что им теперь подавай.

Но что значит – «равенство»? В законах демократических государств это – такая, непреходящая ценность, которая подразумевает под собой равенство всех людей перед законом, равное право каждого гражданина голосовать на выборах и предоставление всем равных возможностей для поиска счастья и достижения личного успеха.

Например, за успехом гонятся абитуриенты, покрасневшими глазами вглядывающиеся в пособия по подготовке к ЕГЭ. Тест, в идеале, должен был: а) пресечь коррупцию, связанную с поступлением в вузы, б) обеспечить равные возможности для людей со всей России поступать в любые (а по большому счету – главные) вузы страны.

Но когда реформами руководят люди незаинтересованные (или несведущие – им лучше знать), результат выходит как в анекдоте: «ну… что выросло, то выросло».

В соответствии с Правилами приема в СПбГУ на первый курс на основные образовательные программы высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, «вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в СПбГУ принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях».

Пожалуй, стоит пояснить, что значит «вне конкурса» и «успешное прохождение вступительных испытаний». Есть определенный минимум баллов, которые абитуриент может получить за свой тест, чтобы быть допущенным к следующему. Если это количество баллов не набрано, смысла париться в этом году больше нет – ЕГЭ считается не сданным. Так вот, тем самым «внеконкурсным» категориям лиц чтобы поступить в СПбГУ (!) достаточно набрать этот минимум. А дальше – «…если раньше абитуриенты, имеющие инвалидность, должны были сдавать экзамены в вуз и могли на них «срезаться», то сейчас вузы обязаны зачислять льготников при наличии положительной оценки, полученной на ЕГЭ» – пояснил в интервью Сергей Козлов, начальник управления медико-социальной экспертизы и соцподдержки населения федерального медико-биологического агентства.

Интересную иллюстрацию к сказанному я нашла во время очередного сеанса нет-серфинга, наткнувшись на блог, где молодой человек оставил полный негодования и непонимания пост: как-де так, поступая в магистратуру, набрал на экзаменах 45 баллов из 50 возможных, а следовательно, прошел в четверку поступивших. Но в день обнародования списков был очень удивлен, когда нашел себя откинутым на две позиции людьми вне конкурса – двумя инвалидами. Молодой человек негодует: пропустить инвалида с таким же результатом – пожалуйста, на то есть причины (им готовиться труднее и все такое), но человека с баллами ниже, бывает, даже в два раза – зачем?

Обиженные из списков «на общем основании» – это только одна сторона медали. Ведь такие поблажки могут негативно влиять и на льготников – многих они просто лишают мотивации. Так, в прошлом году мне случилось знакомиться с теперь уже выпускницей одной белорусской школы-интерната. Мы пересеклись с ней в редакции молодежной газеты, куда в поисках опыта приходят многие зеленые публицисты, ведь для поступления на журфак Белорусского государственного университета (БГУ), в отличие от СПбГУ, наличие журналистских работ обязательно.

Для детей-сирот в БГУ тоже есть серьезные послабления. Так, чтобы пройти на бюджет, моей знакомой нужно было получить по трем обязательным предметам не ниже семи баллов (из десяти возможных) за вступительные тесты и все части творческого экзамена (он состоит из трех заданий: письменное сочинение, устный ответ и редактирование текста) написать, по крайней мере, на 3 балла из тех же десяти(!). Да, и желательно иметь хотя бы одну творческую работу.

Особого рвения творить моя знакомая в газете не проявляла. Что вполне объяснимо: для того и придумали экзамены, чтобы дисциплинировать молодых и глупых и дать им стимул учиться. А так – какой смысл стараться хорошо писать для творческого, если ты пройдешь и с тройкой?

Кстати, еще один интересный факт о БГУ. Несмотря на то что от Минска до каких-нибудь Милявичей в разы меньше километров, чем от Питера до Нижневартовска, для белорусской молодежи из сельской местности практически на все специальности назначается свой проходной балл, который существенно ниже, чем у тех же минчан. Вроде бы объяснимо: например, компьютерные классы в деревенских школах если и есть, то явно не такие, как в столичных. Но русский язык – ведь он и в Африке русский язык! По каким причинам его преподавание будет гарантированно хуже в деревне? Главный редактор одного их изданий, куда каждый год из БГУ направляют журналистов, рассказала, что не раз такие вот «сельские льготники», которые при общем конкурсе не поступили бы, и на практике, и на работе по распределению по окончании вуза действовали одинаково: как будто эти послабления для них будут всегда, и всегда что-то можно не вовремя сделать, где-то допустить грамматическую ошибку – никто тебе слова не скажет. «Одна даже угрожала мне, мол, нажалуется кому-то, что я ее не люблю из-за того, что она сельская», – негодовала редактор.

При этом наблюдается интересная тенденция: по данным БЕЛТА, в 2009 году «более 36% абитуриентов были зачислены в БГУ по объединенному конкурсу, так как у сельских абитуриентов был выше проходной балл, чем у поступающих городских жителей». Нечто похожее и в СПбГУ, где таких льгот нет, однако повсеместное введение ЕГЭ и возможность подавать документы в несколько вузов облегчила возможность поступления для иногородних: из примерно 15 тысяч человек, подавших заявления в этом году, треть – петербуржцы, остальные – иногородние, соотечественники и иностранцы (около пятисот человек). И вступительные испытания в этом году прошло значительно больше иногородних, нежели в прошлом. Факты говорят сами за себя: человек, имеющий желание учиться, сумеет подготовиться везде, будь то златоглавая столица или уездный городок.

Вот почему я никак не возьму в толк, о каком равенстве идет речь при распределении вышеописанных льгот. Конечно, люди соображающие понимают, что инвалидов и детдомовцев винить не в чем и за их льготами стоит испорченное здоровье или потерянное детство. Но не понятна позиция законодательных органов: они хотят людей сравнять, давая одним преимущества перед другими?

Под категорию льготников не попадают граждане Китая, однако их историю будет тоже уместно рассмотреть. В СПбГУ процесс их обучения организован таким образом: с первого курса основной дисциплиной является «практический русский язык». Если, скажем, европейцы едут в Россию чаще потому, что их интересует культура нашей страны, то в Китае по соотношению цена-качество российское образование считается наиболее приемлемым. И так получается, что по приезде в РФ подавляющее большинство китайских первокурсников русский знают очень плохо. Но при этом они должны посещать лекции по другим предметам вместе с русскоязычными студентами, ходить на практические занятия, писать доклады. «Если для диалектико-материалистической философии естественно обращение к реальности, поскольку для этой философии практика выступает не только источником, начальным моментом, основой всякого познания, но и его же критерием истины, то критерием правильности построения аксиоматических доказательств, или доказательств в рамках аксиоматических систем, выступает уже не действительность, а правила и требования, законы логики» – это цитата из рекомендованного учебника по логике, одной из зачетных дисциплин для первокурсников журфака СПбГУ. На ваш взгляд, много ли сумеет понять китаец?

Но, что самое интересное, экзамены почти все они как-то сдают! Чудеса.

И вот тут-то встает вопрос: что же это за высшее образование такое выходит? Если ты выбрал специальность, количество мест на которой ну уж очень ограничено, то прохождение в университет не гарантируют даже идеальные знания. Твое место запросто займет льготник, и ведь еще вопрос, не липовый ли.

Не хочется, чтобы меня обвиняли в неполиткорректности: мол, не любит льготников, вот и хочет лишить их возможности поступать в вузы. Наоборот – я хочу, чтобы их перестали считать неполноценными людьми! Детдомовец, инвалид, деревенский парень наберет достаточное количество баллов, если захочет. Зачем лишать его такой возможности? Тем более, если при этом, скажем, сделать для него доступным посещение подготовительных курсов (вряд ли тот же детский дом найдет 14000 рублей на оплату двухнедельных курсов подготовки по одному предмету). Или иначе: заранее выделить определенное количество мест, на которые будут претендовать молодые люди с теми или иными социальными льготами, устроить для них особый конкурс, особые, если хотите, экзамены. Но – заранее. А в случае, если достаточного количества желающих не найдется, увеличить количество бюджетных мест на оставшиеся льготные. В любом случае, причин, по которым человека с более слабыми знаниями или здоровьем предпочитать обычному, как это делают сейчас, я не вижу. Тем более – в сфере высшего образования.


Количество показов: 4727
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2021
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100