RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

14.09.2009

Константин Черемных

В ОКОВАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ХАОТИЗАЦИИ. Часть 1

Монополия лоббистов из СПС завела в тупик градостроительство и техническое регулирование

В конце сентября Государственная Дума рассмотрит в первом чтении проекты законов «О техническом регламенте», «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий». Накануне на правительственном уровне прошла серия дискуссий, в ходе которых оспаривалась применимость реформы технического регулирования к строительной отрасли. Одновременно в Минрегионе и Экспертном совете по градостроительству Госдумы высказываются мнения о необходимости ревизии предусмотренной Градкодексом РФ кардинальной реформы территориального планирования. На фоне кризиса все отчетливее осознается, что два либеральных начинания, внедряемые по принципу «до основанья, а затем», ведут экономику страны вовсе не к прогрессу, а к еще большему технологическому отставанию вкупе с территориальной дезинтеграцией. Под предлогом приближения к мировым стандартам посредством избавления от якобы заведомо неэффективного госрегулирования обе реформы фактически навязывают стране полный отказ от целеполагания в экономическом развитии.


ТРОЙНОЙ ДЕДЛАЙН

К 1 января 2010 года, согласно Градостроительному кодексу РФ, каждое муниципальное образование обязано иметь свою схему территориального планирования, а также генпланы городских и сельских поселений, а вкупе к ним – правила землепользования и застройки. В противном случае с этого срока местные власти утратят право на резервирование и выкуп земли для госнужд, ее перевод из одного вида использования в другой, равно как и на предоставление разрешений на строительство.

К той же дате, в соответствии с законом №184-ФЗ «О техническом регулировании», должны вступить в силу технические регламенты, призванные заменить собой ныне действующие нормативы и стандарты, оказывающие влияние на безопасность во всех сферах производства, строительных работ и транспортных перевозок.

И наконец, к тому же 1 января, как диктует федеральный закон «О внесении изменений в Градкодекс и другие законодательные акты» №148-ФЗ, все лицензии, ранее предоставленные организациям, занимающимся инженерными изысканиями и проектированием в строительстве, равно как и самим строительством, утрачивают силу, а им на смену вступают допуски, предоставляемые саморегулируемыми строительными организациями.

В каком темпе страна шагает к трем вышеперечисленным дедлайнам? На настоящее время в стране разработано не более 15% схем территориальных образований. В третьем по объемам строительства регионе – Московской области – генпланы разработаны лишь в трех муниципальных образованиях (МО), что составляет 1%. Впрочем, сравнивать регионы друг с другом в процентах некорректно, поскольку при нарезке волостей в 1990-х годах в каждой области или республике поступили по-своему, руководствуясь самыми разными соображениями. Так, в Сахалинской области всего девять МО, из них только одно является муниципальным районом, а восемь – городскими округами. В Архангельской области к городским округам отнесен, как ни странно, архипелаг Новая Земля. Причина странного решения проста: только таким образом по закону №131-ФЗ можно было обосновать право областного центра на необходимые дотации. Чтобы подогнать архипелаг под законодательство, пришлось оперативно признать два населенных пункта – Белушью Губу и Рогачево – поселками городского типа.

С техническими регламентами – их соблюдение, согласно тому же Градкодексу, должны проверять органы госстройнадзора – дела обстоят еще более плачевно. В настоящее время из нескольких сот регламентов, из которых выделено одиннадцать первоочередных, вступил в силу всего один – «О пожарной безопасности». Утверждение основополагающего строительного регламента – «О безопасности при строительстве зданий и сооружений» – состоится не ранее начала ноября.

Что касается саморегулируемых строительных организаций, то на сегодня Ростехнадзор, которому после почти двухлетних дискуссий было доверено вести общероссийский реестр, зарегистрировал всего лишь 31 некоммерческое партнерство с таким статусом на всю Россию. В их состав входят около 4300 строительных компаний, что составляет около 1,8% от всех структур, имеющих лицензии. Утверждают, что уполномоченный орган в канун прекращения своей функции раздавал лицензии направо и налево, но по самым строгим оценкам, порядка 120 тысяч лицензированных компаний действительно занимались строительными работами. Из них можно вычесть примерно треть, которым допуски к видам работ, влияющих на безопасность, не требуются – к примеру, компании, производящие оклейку обоев или монтаж окон в сельских домах до двух этажей. Но и в этом случае окажется, что саморегулированием охвачена лишь каждая 19-я строительная компания.

«По закону подлости», как выражается один из энтузиастов саморегулирования в строительстве, основатель петербургского «Союзпетростроя» профессор Лев Каплан, в самый разгар преобразований нагрянул кризис. Между тем каждая из компаний, вступающих в СРО, обязана внести в компенсационный фонд миллион рублей, а в случае коллективного страхования – 300 тысяч. Со страхованием отдельная песня: страховщики не сильно жаждут ввязываться в бизнес, где риски трудно определимы, и в связи с этим число реально заключенных договоров составляет единицы. Михаил Викторов, бывший глава Российского союза строителей и гендиректор образованной на его основе СРО «Межрегиональное объединение строителей», признает, что его партнерство, идущее сегодня впереди всех во внедрении реформы, еще не смогла утвердить Правила страхования.


ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНОГО КАЧЕСТВА

Реформа градостроительного планирования тянется четыре с половиной года. Предельные сроки разработки муниципальных градостроительных документов переносились дважды. Однако, как считает главный архитектор Архангельской области Дмитрий Яскольский, даже если перенести этот срок еще на два года, его регион с правительственным заданием все равно не справится. В регионе 1500 населенных пунктов, из которых на 360 необходимо разработать генпланы и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Пока с заданием справились лишь 25 муниципалитетов, и то в основном за счет областных средств.

Приоритет при разработке планов отдается населенным пунктам, до которых после долгих лет ожидания дошло газоснабжение. В принципе такого выбора приоритетов Градкодекс не требует, ибо в этом документе о подземных инженерных сетях вовсе ничего не сказано. Но местные чиновники хотели бы получить качественную документацию, на которую бюджету не пришлось бы тратиться дважды. Общую стоимость разработки полноценных генпланов, в стоимости которых 3/4 составляют инженерные изыскания, Яскольский оценивает в 4 млрд рублей. Судя по примерам других регионов, цифры взяты не с потолка: так, город Елабуга в Татарстане выложил за свой генплан 19 млн. Если экстраполировать эти расчеты на всю Россию-матушку, то по самым скромным прикидкам, общий объем расходов превысит треть федерального бюджета.

Можно ли с учетом кризиса хотя бы подкорректировать размах общероссийского начинания? Яскольский считает, что можно – путем ликвидации заведомо неплатежеспособных муниципальных образований.

Однако пересмотр закона №131-ФЗ в планы федеральных законодателей не входит. И это понятно: однажды полученные полномочия, вместе с оплачиваемыми ставками, муниципалитеты просто так не отдадут. Даже в самом удаленном и бедном районе Ленинградской области, Подпорожском, на предстоящих в октябре выборах в МО выдвинулось по 180 человек на место. Не в последнюю очередь потому, что с трудоустройством в районе плохо.

В Ленобласти муниципалитеты первого уровня, что разрешено Градкодексом, имеют право делегировать часть полномочий властям районов. Однако муниципалы из тех округов, что непосредственно граничат с мегаполисом, не настроены делиться правом распоряжения пригородной землей. В поселке Виллози накануне выборов одна команда претендентов, сцепившись с другой, через арбитраж требует признания самостроем целого населенного пункта, вдруг заметив, что два года назад близкая к конкурентам строительная фирма получила разрешение на его строительство в МО второго уровня, в обход местной власти. Между тем квартиры в домах, сданных и не завершенных, уже проданы, из них около 40% субсидируемым категориям граждан.

«У нас такая же ситуация», – подтверждает Яскольский. «Идет просто вал жалоб на нижний уровень власти. А на этом уровне специалистов крайне мало, а профессиональных градостроителей нет вообще».

Как отмечает глава департамента Минрегиона Илья Пономарев, форсирование разработки документации в МО приводит только к снижению качества терсхем и градпланов. Это неудивительно: документация разрабатывается по тендеру на условиях государственного заказа, то есть по печально известному закону №94-ФЗ, и право разработки проекта достается тому, кто предложит наименьшую цену и кратчайшие сроки независимо от квалификации. В одном из сибирских регионов несколько градостроительных НИИ проиграли некоему ИЧП «Дуреев», пообещавшему «нарисовать» терсхему за неделю.

Тот же самый «закон минимальной стоимости» действовал до недавнего времени во всех областях госзаказа. Только после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС министр чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу настоял на том, чтобы в гидроэнергетике тендеры проводились на особых условиях.

(Продолжение следует)


Количество показов: 5394
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100